Литературное творчество

Александра Бабенко

Рейтинг@Mail.ru
     

На главную               «Вечность»:     Часть 1     Часть 2     Часть 3

 

Подобрать две последние цифры кода Дарту удалось за полторы секунды до контрольного времени. Как только он это сделал, красный индикатор на кодовом замке сменился зелёным и слева на стене загорелось табло.

Побежали надписи: «Контур защиты деактивирован. Выход достигнут. Снимите шлем... Снимите шлем...»

«Шлем? – Дарт поднёс руку к голове. – В самом деле, шлем! Всё время был на мне, а я его не ощущал! Но как же я принимал душ, причёсывался... В шлеме

Дарт снял шлем – пластмассовую полусферу с разбросанными по её поверхности металлическими пластинками и двумя антеннами-рожками, как у улитки – и положил его под ноги. Раздался щелчок, дверь с тихим шуршанием отошла в сторону. Он переступил порог.

 * * *

Дарт оказался в просторном помещении, напоминающем вестибюль или приёмную. Сквозь два больших окна на противоположной стене вливался мягкий свет предвечернего неба. Расположенная между окнами входная дверь пропускала многоголосый шум оживлённой городской улицы. В правой стене были проделаны четыре небольшие двери. Над тремя из них висели таблички с номерами, а к четвёртой была приколота бумажка с надписью «Релаксация». Левую стену украшала большая витрина с вывешенными под стеклом плакатами, инструкциями и таблицами.

Из мебели в помещении был только шкаф, стоящий слева от витрины, а в углу возле окна – большой письменный стол с приставленными к нему стульями, очевидно, для посетителей. За столом сидел...

– Визард! – воскликнул Дарт.

Старик работал. Низко наклонив голову, он перебирал в стоящем на столе ящике картонные карточки и что-то выписывал из них в большой журнал. На его плечах лежал шарф, тот же самый. Возглас Дарта старик определённо пропустил мимо ушей.

За спиной послышался шорох, потом негромкий щелчок. Дарт обернулся. Дверь, через которую он только что прошёл, закрылась и слилась со стеной.

– Визард! – повторил Дарт, приблизившись к столу.

– Старик поднял голову, снял очки и взглянул на Дарта.

«Странно, – подумал Дарт. – Кажется, раньше у него очков не было.»

– Э... Вы хотите купить билет? – произнёс старик, – Пожалуйста. Я уж думал, что сегодня посетителей больше не будет. Вот, подвожу итоги, не заметил, как вы вошли. Извините.

– Я не вошёл. Я вышел, – поправил Дарт.

– Вышли? Тогда скажите ваше имя, я сейчас найду карточку, – старик снова нацепил очки на нос.

– Разве вы меня не помните?

Ну что вы! Каждый день больше ста посетителей. Разве всех запомнишь!

– Но мы с вами всего пять минут назад...

– Пять минут? Не может быть! Самая короткая миссия продолжалась сорок восемь минут, а вообще игра рассчитана на полтора часа.

«Игра...»

Дарт подошёл к витрине. На самом большом плакате крупными буквами было написано: «Новое поколение компьютерных игр! Виртуальная реальность! Участвуют все органы чувств!» В нижней части помещалась надпись помельче: «Перед началом игры прочтите инструкцию «А».

«Это только игра! – Дарт был потрясён. – И никаких противников, никакого стрелка, собак – на самом деле не было!! И Визарда – тоже не было!!! Но вот же он!

– ... ваше имя! – как сквозь сон донёсся голос старика.

Дарт на ватных ногах вернулся к столу.

– Меня зовут Дарт.

– Сейчас посмотрим... Ага, вот! – Старик вытащил карточку и принялся её изучать. – Э, голубчик, вы провели здесь почти три часа. А говорите – пять минут! Дайте-ка ваш пульт.

– Пульт? Какой пульт? У меня нет никакого пульта.

– Как нет? Тот, который вы получили перед игрой. Мне кажется, он у вас в кармане, – подсказал старик.

–  Там оружие, пистолет.

– Называйте его как хотите: пистолет, бластер. Для меня это просто пульт.

Дарт полез в карман и вытащил небольшую, похожую на мыльницу, овальную коробочку с несколькими кнопками на поверхности. До пистолета она определённо не дотягивала.

– Давайте сюда.

Старик взял пульт и принялся колдовать над чем-то, спрятанным за столом. Послышалось тихое жужжание, после чего в его руках оказался лист бумаги с напечатанным на нём текстом.

– Всё понятно. Семнадцать повторений. Время – два часа пятьдесят шесть минут.

Повторений!

Дарта прошиб холодный пот: «Значит, всё было на самом деле! Те же слова, тот же старик! Запонки... Вот они, обе на месте! Визард! Но почему он так странно себя ведёт? Почему притворяется, что не знает меня

Ну да! Повторений. Вы погибали в течение игры семнадцать раз и столько же раз программа вас восстанавливала. Только с восемнадцатой попытки вы добрались до конца. Неудивительно, что вы затратили столько времени! Ещё четыре минуты – и ваша миссия была бы прервана с центрального пульта.

– Прервана? Но как? Почему?

– Когда игрок не может завершить миссию за двойное время, то есть, за три часа, игру прекращают.

– И что происходит с... игроком?

– Ничего, – старик пожал плечами. – Встаёт и уходит. Разница лишь в том, что он выходит из той же двери, в какую вошёл, тогда как окончившие миссию выходят через стену. Вы вышли бы из двери номер один, так как ваш уровень самый простой.

– Уровень? Что это значит?

– Разве вы не знаете? Игра имеет три уровня сложности: низкий, средний и высокий. Вы играли на самом низком уровне.

Дарт вспомнил некоторые эпизоды своей игры. «Ничего себе, простой уровень!» – подумал он.

– А что же тогда на высшем уровне? – спросил он старика.

– Ну... например, тот двор, где на крыше снайпер, весь заминирован, опутан колючей проволокой, заполнен отравляющим газом.

«Вот это да!» – Дарт даже зажмурился.

– А на улице – собак больше, они более быстрые, у них ядовитые зубы...

«...следовательно, пасть им руками не разорвёшь», – мысленно закончил Дарт.

– Разве возможно закончить игру на высоком уровне?

– Смотрите сами! – указал старик Дарту за спину.

Из стены вышел юноша с необычно горящим взором. Он подбежал к столу, бросил на него пульт и выскочил на улицу, хлопнув дверью. Старик распечатал данные об его игре.

– Вот, – показал он на лист бумаги. – Высший уровень, время – один час двадцать минут, число повторений – три. Совсем неплохо! За сегодняшний день – один из лучших.

– Выглядит он как-то странно, – заметил Дарт.

«Посмотрели бы вы на себя» – подумал старик, а вслух сказал:

– Да, игра оказывает очень сильное эмоциональное воздействие. Человек ещё долго, бывает – до двух недель находится под впечатлением от неё. Особых хлопот это не доставляет, разве что с подростками: несформировавшийся организм, неокрепшая психика. А там – стрельба, кровь... Вы сами знаете. Оттуда все выходят этакими суперменами и не сразу осознают, что это была только игра, что она уже закончилась и что в настоящей жизни всё по-другому.

«Настоящей жизни», – отметил Дарт фразу старика.

– Один шалопай, например, через неделю после игры взял да и сиганул со второго этажа на асфальт, сломал ногу. Но тогда всё обошлось. А другой мальчуган, как рассказывали, возвращался из музыкальной школы со скрипкой в руках. Вдруг со зверским лицом и жутким воплем, он ни с того ни с сего саданул кулаком о кирпичную стену! Стене-то ничего, а кисть – вдребезги! Какая уж после этого скрипка, если врачам пришлось его пальцы собирать по кусочкам! Парень, правда, считает, что от всего этого он только выиграл, а вот мама его подняла большой шум. Нас совсем было собирались прикрыть, но потом ограничились тем, что обязали проводить психологическую разрядку. Вон – четвёртая дверь с табличкой «Релаксация».

– Я видел, – сказал Дарт.

– Для подростков разрядка теперь обязательна, для взрослых – по желанию, – старик пожевал губами и взглянул на Дарта. – Вам я рекомендовал бы её пройти.

– А какой от неё эффект? – поинтересовался он.

– Вы всё забудете. Полностью. Будете таким же, как до игры.

– Забуду стрелка, собак, боль, кровь, – Дарт не заметил, что размышляет вслух. – Забуду Визарда...

– Вы были у визарда? – неожиданно громко спросил старик.

– Конечно! Вы же сами знаете. Я просидел у вас довольно долго. Потому, наверно, и игра моя так затянулась. Вы говорили о вечности, повторениях, предсказаниях. Рассказали о том, как я погибал. А потом помогли мне вспомнить код выхода... Неужели вы всё забыли, Визард? Даже своё имя?

– Визард – не имя, а должность, – старик снял очки и потёр переносицу. – Вернее, даже не должность, а функция. Когда программа видит, что игрок не в состоянии сам завершить миссию, она даёт ему в помощь визарда, поводыря. С его помощью даже самый слабый э... самый растерявшийся игрок, в конце концов, успешно заканчивает игру. Я знаю, что программисты создали одного из визардов в моём обличьи. Но я понятия не имею о тех материях, о которых якобы вам говорил. Это всё – программа. А то, что вам показалось, будто вы просидели у меня долго, ничего не значит. В реальном времени визард любого игрока приводит к выходу меньше, чем за минуту. Кстати, почему вам пришлось подсказывать код выхода? Разве перед игрой вы не читали инструкцию «А»?

– Не читал, – признался Дарт.

– Ну, знаете ли, это такое... – старик не мог сразу подобрать нужного слова, – легкомыслие! Купили билет, схватили пульт и скорее – в бой! А инструкция – всего двадцать строчек! И код указан, и типы оружия: бластер, автомат, пулемёт, гранатомёт... Как пользоваться противогазом...

– Гранатомёт? Но у меня был только пистолет! И противогаза никакого не было.

– Всё у вас было! Я бы сказал, чего у вас действительно не было, да боюсь обидеть.

Дарт опустил голову и медленно пошёл к выходу. У двери он оглянулся. Старик по-прежнему сидел за столом. На его плечах всё так же лежал широкий, немного потёртый шарф, на носу блестели очки.

– Визард! –  тоскливо, почти жалобно прошептал Дарт.

Он открыл дверь и медленно вышел на улицу. В вечернем небе несмело загорались первые звёзды.

«Вселенная... Вечность... Вечная – значит бесконечная во времени, – вспоминал Дарт недавнюю беседу со стариком. И тут в его голове как будто пронеслась молния. – А в пространстве? Тоже – бесконечная! Вселенная ведь бесконечна и в пространстве! Значит, не нужно ждать миллиарды лет, чтобы повториться ещё раз! Я – второй – уже есть! Есть сейчас, в этот момент, миг! Я здесь, и ещё где-то в другом месте! Со своей злополучной родинкой! Что это? Раздвоение личности? Шизофрения? Почему Визард ничего не сказал мне об этом? В следующий раз сам спрошу у него. Убью стрелка, раскидаю собак – и сразу к нему. Дом я запомнил хорошо. Решено! Завтра! С самого утра!»

И Дарт быстро зашагал по улице.

 * * *

После ухода Дарта старик ещё некоторое время сидел неподвижно.

«Вот ведь какие встречаются клиенты, – с досадой думал он, разглядывая карточку Дарта. – Мало того, что сами от природы – откровенные неумехи, так хотя бы чуть-чуть постарались, подготовились к игре! Даже инструкцию не прочтут! А зачем напрягаться? Всё равно выручит могучий визард, поможет закончить игру! И выйдет через стену такой недотёпа, и будет считать себя суперменом! Ровней тому игроку, который действительно старался, боролся, искал... И победил. Сам! Разве это справедливо? Нет, довольно! Никаких больше визардов! Надо будет сказать программистам, чтоб убрали. Всё равно программа вызывает их только за пять минут до окончания двойного времени. Теперь три часа – тумблер на центральном пульте и – до свидания. С завтрашнего дня. С утра!»

Старик вздохнул и вновь принялся перебирать картотеку.

 

 

Рига, 1999 год

 

На главную               «Вечность»:     Часть 1     Часть 2     Часть 3

 

Hosted by uCoz